Дистанционное индивидуальное обучение
Проект исполнен научным сотрудником ЛИМО НИИ СиМО АПН СССР Н.П.Мирошниченко с опорой на разнообразный 40-летний опыт собственной педагогической деятельности.
СМЫСЛ И ЦЕЛИ НАШЕГО ПРОЕКТА
Человек приходит в этот Мир, вооруженный Инстинктами и возможностью Разума. Возможность может быть станет «разумом». А может быть не станет. Если не совершится чудо — чудо Педагогики. Когда нелепый и беспомощный зверек, похожий на человека, превращается в существо, подобное Богам. Которых он сам себе выдумывает, боясь поверить в собственное могущество. То самое, обладание которым превратило его в одну из сил природы, способную изменить самого себя до неузнаваемости. И даже избавить самого себя — от себя же.
Наш проект посвящен разоблачению чуда. Потому что на самом деле Педагогика — не чудо. Это — технология, способная образумить животное до состояния человека.
Сотни тысяч лет стихийно совершается очеловечение гомункулюса. С большим или меньшим успехом. За это время магия покинула педагогику и та, лишившись сакрального статуса, превратилась в статистику, демонстрирующую, что законы очеловечивания при всей их формальной открытости и доступности остались по существу знанием эзотерическим — доступным узкой группе посвященных — теоретиков и практиков, способных воспроизвести технологию серийного производства «разумности». Если им будет это позволено.
Сегодня возможностью поумнеть спекулируют все кому ни лень. Лицензию на манипуляции разумом покупают, расплачиваясь либо пятью годами образовательной каторги в застенках высшей школы, либо звонкой монетой. Однако, развитие у людей разумности по-прежнему остается случайностью, связанной с отчаянными стихийными экспериментами подвижников, которые, на свой страх и риск, выращивают собственный Ум и умножают опыт его использования.
И хотя психологическая наука и педагогика способны обеспечить производство разумных людей в промышленных масштабах это, однако, не нужно Хозяевам жизни, понимающим, что править страной, населенной умниками, куда труднее, чем страной дураков. Поэтому искры Разумности, возгораются по-прежнему стихийно то тут, то там. И гасятся всей мощью государства.
Человеческий Разум возникает вследствие особой игры инстинктов. Ассортимент которых у всех у нас одинаков. Хотя проявляются эти наследственные программы поведения у каждого по-разному выпукло, по-разному полно, по-разному ярко …
Разум дан нам, как возможность. Которую можно развить. А можно упустить. Или проигнорировать. И … так и не стать Человеком, послушным Разуму, победившим животность инстинктов.
Чтобы пройти по жизни Победителем, а не мусором под ногами проходимцев, нужно учиться умно пользоваться и арсеналом наследственных программ поведения, и Разумом, повелевающим инстинктами.
«Разумность» – главное свойство «человечности», отличное от «животности» по существу.
Она включает в себя «способность мышления» – умение пользоваться собственным разумом.
Формируется способность мышления постепенно:
– сперва человек учится понимать мысли другого человека и сам процесс чужого мышления;
– затем в чужом мышлении мы учимся находить изъяны: неточности, нехватку аргументов, погрешности логики суждения, неосновательность выводов…,
– потом мы учимся выражать чужую мысль своими словами, присваивая ее тем самым,
– потом — учимся порождать и выражать мысль собственную — в форме образов, слов, понятий,
– затем приходит умение находить недостатки собственных мыслей, относясь к ним отстраненно, как к чужим — скептически,
– и, наконец, каким-то чудесным образом, чужие мысли соединяются в нашем уме с мыслями собственными — в единую Картину Мира, из которой возникает свое особое отношение к этому Миру – Мировоззрение, становящееся основой поведения и взаимодействия с ним.
Способность мышления возникает из опыта работы с информацией:
1) из знания инстинктивной части своей души и способности с нею управиться, манипулируя уздой Терпения и кнутом Воли. Когда мы тормозим несвоевременные и неактуальные глубинные импульсы первобытного естества, подстегивая, в то же время, актуальные — давая им свободу и простор.
2) из понимания устройства этого Мира (Картина Мира) и своего места в нем, согласно собственным возможностям и потребностям, а также из трезвой оценки своей вооруженности и компетентности в использовании разнообразных инструментов и орудий труда и технологий социальных взаимодействий. Без этого Человеку не выжить среди капризов Природы, не продолжить путь сквозь тьму времен — из прошлого в будущее.
3) на определенном этапе своего развития мышление вырабатывает оригинальное авторское Мировоззрение — стабильное системное и логически мотивированное отношения к этому Миру, согласно занятому в нем месту и соответственно балансу потребностей и возможностей Мыслителя.
4) мышление требует знания своего источника — личности мыслителя в единстве его Тела и Духа (Психики) с ясным пониманием работы каждого такого начала, а также с осознанием их противоречий, способных, как двинуть развитие персоны к небывалым уровням совершенства, так и сгубить ее взаимным антагонизмом. Такая способность мысли развернуться, чтобы узнать самую себя, изучив собственное «отражение», называется «рефлексия». Без нее не бывает вполне зрелой мысли и совершенной способности мышления.
Таков — в самых общих чертах — очерк умственного пути, который предстоит совершить участникам проекта, постигающим тайны собственной Разумности и секреты ее выращивания в себе.
Работа в проекте не противоречит Вашему участию в иных образовательно-просветительских программах и предприятиях. При этом нам придется исполнить роль интегратора и систематизатора хаотичной массы автономных информационных феноменов, соперничающих за доминирование в Вашем сознании, пытающемся «переварить» весь этот «винегрет».
Поэтому нам вместе предстоит:
– преодолеть информационный хаос в Картине Мира, выстраиваемой в Вашем сознании источниками, находящимися за пределами нашего проекта,
– упорядочить и вернуть цельность мировоззренческим устоям образовательных программ, реставрировав или выстроив «с нуля» философскую «прошивку» души,
– сделать гуманистические ценности основой разумного сегмента психики и
– сформировать отношение к Человеку, как к высшей ценности цивилизации — ее главной цели и смысле.
Теоретическая основа проекта — «Информационная парадигма дидактики» (Н.П.Мирошниченко).
Ее смысл в том, чтобы объединить все содержание обучения в виде разных «знаний», «умений», «навыков», «приемов поведения», алгоритмов учебных и воспитательных «операций» и «действий», всевозможных педагогических ритуалов — одним общим понятием: «ИНФОРМАЦИЯ», выделяющим и фиксирующим то неизменно общее и универсальное содержание, присутствующее в них во всех, независимо от форм, качеств и происхождения.
«Информация», как понятие, именующее интегральное обобщающее явление всей суммы знаний, которыми Вы располагаете и которые находятся в зоне непосредственной доступности, помимо и независимо от своих конкретных свойств и качеств, определяемых природой и сущностью автономных информационных сегментов (математического, лингвистического, изобразительно-художественного, астрономического, географического, ботанического, социально-исторического, медицинского, психологического, юридического…) обладает универсальными качествами, присущими ей, как таковой. Среди них – «количество», «качество», «удельный вес», «валентность», «емкость», «токсичность», «интерференция», «проницаемость», «дифракция», «et cetĕra», «et cetĕra»… Иными словами, «информация» – это феномен, живущий по своим особым законам, поддающимся осмыслению. С последующей выработкой специальных алгоритмов и технологий манипуляции ею.
Информационная парадигма преодолевает стихийность движения информационных процессов в пространстве человеческой психики. Отныне процесс обучения, понимаемый, как овладение информацией, из неуправляемого и случайного становится предсказуемым, планируемым и экономным с точки зрения эксплуатации бесценного времени детства. Если до сих пор учителя декламировали «знания», не имея возможности повлиять ни на их проникновение в сознание обучаемых, ни на их там трансформации и укладку, то понимание законов порождения и движения информации позволит самим учащимся без чьей бы то ни было помощи сознательно и целенаправленно управлять виртуальным пространством собственной души.
Любая информация, независимо от форм и источников, воспринятая или порожденная человеческой психикой, превращается в ту или иную форму мысли. Мышление — процесс, обладающий прямым и обратным векторами.
– Мышление первичное – «прямое» это мышление Ученого, Исследователя, Первопроходца впервые открывающего для себя некий феномен, постигая его значение и устройство из собственного эмпирического опыта манипуляций и экспериментов с его материей. Здесь вектор мышления движется от чувственного восприятия — к обобщающему пониманию сути предмета: его главного качества и пользы, к пониманию его уникального значения сперва для себя, а затем — и к универсальному смыслу (для других), выраженному в понятии. Такое «мышление первопроходцев» и «исследователей» свойственно миру науки.
– Мышление вторичное – «обратное» это мышление Ученика, познающее нечто уже кем-то познанное однажды. Оно осмысливает нечто уже кем-то когда-то понятое и теперь лишь открывает мыслимый феномен только для себя — в масштабах собственной персональной истории. Потому что то, что остается учащемуся до поры неведомым по причине ограниченности собственного опыта и знаний, другим людям известно и ни тайной, ни загадкой не является. Здесь вектор мышления движется от универсального смысла хорошо известного остальным — взрослым людям, выраженного в понятии — через осмысление значения феномена исключительно для себя — к реставрации модели первичного чувственного восприятия, повторяя в обратном порядке умственный путь ученого первопроходца. Такое мышление свойственно миру дидактики и школярства в хорошем смысле этого слова.
Помимо интегративной — архивирующей, систематизирующей и обобщающей — функции наш проект поможет сформировать персональную точку зрения и выработать собственное — философское отношение ко всему комплексу информации, проникающему в духовное пространство личности. Такая мировоззренческая позиция наверняка будет неоднократно меняться по ходу жизни и по мере поступления в умственный оборот новых событий, новых фактов и сведений, проявляющих суть привычных вещей с самой свежей и неожиданной стороны и потому требующих реформы — и состарившейся Картины Мира, и собственного отношения к ней: понимания сущности происходящего, осмысления его ценности и своего места и роли в текущих событиях.
На «выходе» из проекта Вы не получите ни дипломов, ни аттестатов, ни иных красивых бумажек с солидными печатями и строгими обложками. Вы «всего лишь» научитесь быстро и экономно овладевать любой информацией — самостоятельно и без подсказок со стороны. И пользоваться ею — для себя: чтобы развиваться, как личность, преодолевая несовершенства и умножая достоинства. Чтобы жить РАЗУМНО и УСПЕШНО — так, как Вам это нужно. Вам! А не кому-то еще.
Вы приведете в порядок и систематизируете гигантский объем информации, полученной из самых разных источников, уложив ее всю в персональную Картину Мира. Вы научитесь, по мере необходимости, быстро находить информацию в архивах памяти и извлекать ее для необходимых преобразований и операций. И у Вас появится свое особое — оценочное обобщающее отношение к собственным «знаниям»: Мировоззрение. Как итоговое — философское мнение о Мире, в котором Вы живете и о Себе, как части этого Мира. Оно может быть любым — на Ваш выбор: религиозным, научным, философским, художественно-образным, скептическим или мистическим … Качество его будет зависеть только от Вас. Но, в любом случае, оно у Вас будет и в его основе будет — Ваше мнение, Ваша точка зрения, Ваши аргументы и Ваша воля.
Разумный взгляд на собственную жизнь и на то, как ей положено быть устроенной позволит заняться ответственным программированием собственной судьбы. После чего все успехи и неудачи будут принадлежать только Вам. И жаловаться будет можно лишь на себя — себе же.
На фоне упомянутых глобальных преференций как-то неловко упоминать о «мелочевке» вроде:
– возможности успешно учиться в любом учебном заведении, без покупки оценок и без трепета перед экзаменационными испытаниями;
– экономии времени овладения учебной информацией, когда за несколько часов интенсивной работы и информационным источником (книга, учебник, фильм…) вы сможете усвоить объем информации, на который в условиях обучения в обыкновенном учебном заведении Вы затратили бы месяцы и годы и которую Вы будете «знать» не хуже Ваших учителей …
«Сам себе Учитель» – это, иными словами, сам себе Хозяин, а, значит, это — Ваша Самооценка, Ваша Самокритика, Ваш Самоконтроль, Ваше Самоуважение и — в итоге: Самосовершенствование — Ваше и наше. Потому что все это мы будем делать с Вами вместе.